Предисловие (Красная книга Псковской области)

Предисловие (Красная книга Псковской области)

В современном мире существует достаточно много экологических проблем, которые приобрели глобальный масштаб. В числе таковых —сокращение биологического разнообразия. Это, в первую очередь, связано с изменением природных систем на огромных территориях в результате деятельности человека. Под биологическим разнообразием в широком смысле понимается многообразие форм и процессов жизни, проявляющихся на молекулярно-генетическом, популяционном, таксономическом и ценотическом уровнях организации.

Именно биоразнообразие обеспечивает непрерывность жизни в пространстве и во времени, поддерживает эффективность биогенных процессов, динамическое равновесие и способность природных систем к восстановлению. В настоящее время биоразнообразие является ключевым понятием в природоохранном дискурсе. Это определение стало официальным, поскольку вошло в Конвенцию о биологическом разнообразии ООН, принятую в Рио-де-Жанейро в 1992 г. практически всеми странами мира. ООН даже установила Международный день биологического разнообразия. Конвенция является важной составной частью программного плана действий «Повестка дня на XXI век» («Agenda 21») и предусматривает разработку национальных программ по изучению, охране и использованию биоразнообразия.

Один из актуальных и наиболее часто обсуждаемых аспектов проблемы сокращения биологического разнообразия планеты — вымирание видов. Разрушение и фрагментация природных местообитаний, которые ведут к раздроблению видов на слишком малочисленные и нежизнеспособные популяции — основная причина их вымирания в наше время. В наземных экосистемах проявляется печальное биогеографическое правило: при сокращении площади природных местообитаний в 10 раз происходит утрата 30 % коренных видов.

Безусловно, есть и другие причины: прямое или непреднамеренное уничтожение со стороны человека; вытеснение аборигенных видов акклиматизированными чужеродными; гибель от несвойственных паразитов, которые попадают в природную среду вместе с внесёнными человеком интродуцентами. Наиболее уязвимыми, в силу ограниченности и изолированности жизненного пространства, оказываются острова с их уникальными эндемичными флорами и фаунами.

Однако, процесс вымирания в настоящее время активно происходит и на континентах. Многие виды уже исчезли, ещё большее их число находится на опасной грани критической численности. Вымирание видов может быть и природным результатом естественного отбора. В развитии биосферы известны «эпохи великих вымираний». Наиболее хорошо изученные биосферные катастрофы, сопровождавшиеся массовым вымиранием видов — пермский период палеозойской эры и меловой период мезозойской эры.

Эти вымирания, как полагают, были связаны, прежде всего, с различными физическими причинами, такими как столкновение с небесными телами, движение тектонических плит, высокая вулканическая активность, глобальные изменения климата. Масштабы и скорости современных биосферных событий, вызванных деятельностью человечества в течение только последнего столетия, не идут ни в какое сравнение с прежними катастрофами. По мнению экологов, на Земле не было такого всплеска вымирания видов уже 65 млн. лет, с конца мелового периода, когда исчезли динозавры.

Палеонтологические летописи с достаточной степенью вероятности позволяют специалистам утверждать, что во время меловой биосферной катастрофы 50 % видов вымерло за 1–1,5 млн. лет. Текущие темпы вымирания в 10–100 раз выше, чем в любой из предыдущих периодов массового вымирания в истории Земли. По прогнозам, основанным на скорости вымирания видов в наше время, половины ныне живущих на Земле видов мы можем лишиться всего за 40–50 лет.

При этом естественные эволюционные процессы не способны будут компенсировать резкое уменьшение видового богатства, что может привести к глубокой деградации большинства экосистем. Преждевременное вымирание видов в результате человеческой деятельности разрушает процесс эволюции в целом. По расчётам, сделанным разными авторами, остановить катастрофическое вымирание видов возможно, если изъять из активного хозяйственного использования и перевести на режим охраны от 30 до 40 % территории суши. Дальнейшее существование и позитивное развитие цивилизации во многом зависит от наших знаний о природе и разумных действий по её сохранению путем гармоничного, а не разрушительного вмешательства.

Традиционно под охраной природы подразумевается комплекс научно-практических мероприятий, направленных на поддержание физических, химических и биологических параметров жизнеобеспечения Земли, которые реализуются на различных уровнях: международном, национальном (государственном), региональном. Охрана редких и исчезающих видов организмов – важнейшая часть современной экологической деятельности. Находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных были известны уже с середины XIX века.

С этого времени начинается осуществление мероприятий по их охране. К концу XIX века стала очевидной необходимость международного сотрудничества. Так, в 1902 г. в Париже была принята Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве. Безусловно, наиболее значимой и эффективной формой работы является создание особо охраняемых природных территорий, сеть которых должна поддерживать необходимую естественную среду для обитания комплексов организмов и обеспечивать экологические связи между отдельными резерватами.

Кроме территориальной формы хорошо себя зарекомендовало создание центров разведения и выживания редких видов с последующей репатриацией их в дикую природу. Так, например, в нашей стране очень эффективной была работа питомников по сохранению и воспроизводству зубров, бобров, сайгаков, популяции которых в двадцатые-тридцатые годы прошлого века были близки к полному вымиранию. Чрезвычайно важным современным методом является консервация различными способами генофонда исчезающих видов и форм. В частности, криоконсервация (замораживание) различных биологических структур (половых клеток, эмбрионов, точек роста растений и др.).

Весьма результативными оказываются методы «управляемой эволюции», которые предполагают «подгонку» свободноживущих видов под изменившиеся условия посредством выведения линий, устойчивых к фактору присутствия человека и к антропогенной среде. Одна из действенных форм сохранения биологического разнообразия – составление и ведение Красных книг. Начало этой работы связано с появлением Международного союза охраны природы (МСОП), который в 1948 году объединил деятельность по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых решений МСОП было создание постоянной Комиссии по выживанию видов (Комиссии по редким видам), в состав которой вошли ученые из разных стран мира.

Первая Красная книга МСОП была опубликована в 1963 году. С тех пор было выпущено несколько усовершенствованных переизданий. Работа над Красной книгой МСОП не прекращается, поскольку это документ постоянного действия, хотя он и не имеет юридической силы. Это рекомендации правительствам государств, на территории которых обитают редкие виды, для разработки программ по их изучению и охране.

В 1970–80-е гг. в СССР и в Российской Федерации по образцу Красной книги МСОП стали создаваться национальные Красные книги, которые имели определённое правовое значение и являлись государственными юридическим документами для сохранения редких и исчезающих видов. Со второй половины 1980-х гг. началось составление региональных книг о редких видах животных и растений в масштабах республик, краёв, областей, автономных округов. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов заносятся в Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В отношении этих видов действуют организационно-правовые гарантии, повышающие возможности их сохранения и восстановления. Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации отнесено к собственным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Красные книги субъектов Российской Федерации должны отвечать целому ряду условий, изложенных в Методических рекомендациях по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации (2006). Некоторые выдержки из методических рекомендаций представлены ниже:

• Красная книга субъекта Российской Федерации является официальным документом в области охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются объекты животного и растительного мира) на региональном уровне и ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории субъекта Российской Федерации, определяет меры особой охраны для таких объектов.

• Структура Красной книги субъекта Российской Федерации в целом соответствует структуре Красной книги Российской Федерации.

• В Красной книге субъекта Российской Федерации в основном используются те же критерии и категории редкости, что и в Красной книге Российской Федерации.

• Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может детализировать установленные категории редкости и при необходимости устанавливать дополнительные.

• Меры сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, рекомендуемые в Красных книгах субъектов Российской Федерации, должны быть скоординированы друг с другом, что очень важно, например, для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих видов животных.

• Красная книга субъекта Российской Федерации обновляется по мере изменения ситуации в регионе и поступления новых данных, но не реже одного раза в 10 лет.

• Подготовка к изданию и издание Красных книг субъектов Российской Федерации осуществляются в рамках процедур, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

• Правовой основой Красной книги субъекта Российской Федерации являются утверждённые в установленном порядке перечни (списки) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу субъекта Российской Федерации. Сама Красная книга субъекта Российской Федерации представляет собой регулярно обновляемое издание, содержащее свод сведений об этих объектах, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.

• Красная книга субъекта Российской Федерации ведётся соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при взаимодействии с территориальными органами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и другими государственными органами субъекта Российской Федерации, имеющими полномочия по регулированию использования природных ресурсов, органами местного самоуправления и территориальным подразделением РАН или иными научными организациями на территории субъекта Российской Федерации.

• Для решения научно-технических вопросов, связанных с ведением Красной книги субъекта, а также координации взаимодействия научных организаций, региональных и федеральных органов исполнительной власти при органе исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации, целесообразно создавать Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов (в дальнейшем Комиссия), которая выполняет функции главного коллегиального консультанта по ведению региональной Красной книги.

• Научное обеспечение ведения Красной книги субъекта Российской Федерации осуществляется организациями, определяемыми органом исполнительной власти из числа ведущих научно-исследовательских организаций, ВУЗов и иных научных организаций, проводящих исследовательскую деятельность по изучению и разработке мер охраны объектов животного и растительного мира на территории субъекта Российской Федерации.

• Для сбора информации об отдельных объектах животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу субъекта Российской Федерации и среде их обитания, а также для координации исследований и широкого привлечения к ним научных и иных организаций, орган исполнительной власти может, в случае необходимости, определять организации — кураторы из числа научно-исследовательских институтов, учебных заведений, иных научных организаций, связанных по характеру своей деятельности с изучением этих отдельных объектов.

• Организации — кураторы организуют и проводят сбор, хранение, обобщение и анализ информации о состоянии конкретных объектов животного и растительного мира, подготовку и обоснование предложений по их охране и восстановлению в природе, разработку программ и мероприятий по искусственному разведению в неволе или культуре и передают соответствующие материалы в установленном порядке в орган Исполнительной власти.

Систематизация, обобщение, анализ и хранение всей научной информации, касающейся объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу субъекта Российской Федерации, разработка особых мер их охраны, а также координация деятельности организаций-кураторов осуществляется научно-исследовательской организацией, на которую возложено научное обеспечение ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.

В последнее десятилетие в России усилилось внимание к региональным аспектам социально-экономического развития. Устойчивое существование и гармоничное развитие регионов невозможно без эффективной эколого-природоохранной деятельности, которая должна носить комплексный характер и включать, как минимум, следующие основные направления: создание сети особо охраняемых природных территорий; оценку состояния экосистем и природно-экономических регионов (экологический мониторинг); совершенствование экологического законодательства; экологическое образование, воспитание и просвещение. Важную, а в определённом смысле интегрирующую роль в экологической составляющей регионального жизнеобеспечения, выполняют Красные книги.

В Псковской области, несмотря на довольно активную и разноплановую природоохранную деятельность, Красная книга до настоящего времени отсутствовала. Псковская область имеет уникальное геополитическое положение. Это единственная область в России, которая граничит сразу с тремя государствами (Эстонией, Латвией и Беларусью), а также с Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями. Общая протяжённость государственной границы в области составляет 790 км.

Фактор трансграничности, безусловно, определяет специфику всех сторон жизни региона, в том числе и природоохранной деятельности. Псковская область занимает площадь 55 399 кмІ в северо-западной части Восточно-Европейской (Русской) равнины. Рельеф её территории преимущественно низменно-холмистый (средняя высота — 110 м над уровнем моря) с тремя явно выделяющимися возвышенностями: Лужская — на севере области с максимальной высотой 204 м, Судомская — в средней части с высшей точкой 293 м и Бежаницкая – на юге с максимальной высотой — 339 м.

В западной части региона находится обширная Псковская низменность, по которой течёт река Великая, а на востоке — Приильменская низменность, по которой протекает вторая по величине водная артерия области — река Ловать. На территории области частично расположено Чудско-Псковское озеро — один из крупнейших водоёмов Европы, а также ещё около трёх с половиной тысяч озёр.

Вся озёрно-речная система области относится к бассейну Балтийского моря. Около 38 % территории области составляют леса, 16 % — болота и заболоченные территории, 6 % приходится на долю водоёмов. Современный состав флоры и фауны региона определяется историческими, физико-географическими и антропогенными факторами. Псковская область находится в переходной зоне от южной тайги к широколиственным лесам. Поэтому её биота, прежде всего, включает представителей этих двух зон. Довольно существенен также вклад лесостепных элементов, распространение которых связано с наличием в Псковской области редких для Северо-Запада России остепнённых лугов, а также с антропогенными преобразованиями территории. Многие редкие растения и животные на территории Псковской области представлены периферическими популяциями, которые имеют определённое значение для микроэволюционных процессов видов.

Через Псковскую область проходит Беломоро-Балтийской пролётный путь мигрирующих птиц. Это накладывает отпечаток на особенности формирования орнитофауны и подчеркивает природоохранную важность целого ряда территорий и акваторий региона, которые используются птицами для отдыха, кормёжки, концентрации и объединения в стаи. Подготовка и создание Красной книги Псковской области проводились в соответствии с вышеперечисленными требованиями Методических рекомендаций, с учётом опыта других субъектов Российской Федерации и трансграничной специфики региона.

Была сформирована комиссия по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и других организмов, в состав которой вошли руководители и специалисты Государственного комитета по природопользованию и охране окружающей среды, Управления Росприроднадзора по Псковской области, Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, представители ведущих вузов региона, Псковского отделения Государственного научно-исследовательского института озерного и рыбного хозяйства, Государственного природного заповедника «Полистовский», Национального парка «Себежский».

В установленном порядке утверждены перечни (списки) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу. Всего в перечень включено 387 видов следующих таксономических групп организмов: водоросли (16 видов), мхи (36 видов), высшие растения (156 видов), лишайники (26 видов), грибы (20 видов), насекомые (46 видов), рыбы (3 вида), амфибии (3 вида), рептилии (2 вида), птицы (64 вида), млекопитающие (15 видов). Информация о каждом виде дана отдельным очерком, структура которого носит универсальный характер и содержит следующие рубрики:

Категория, статус. Указываются категории редкости и статус вида, принятые для Псковской области, а также для Красных книг России, соседних областей (Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской) и государств (республик Эстония, Латвия, Беларусь). Приводятся сведения по статусу вида в международных списках охраняемых организмов.

Краткое описание. Указываются основные диагностические признаки.

Ареал и распространение. Описывается ареал вида в целом и приводятся сведения по особенностям его распространения в пределах Псковской области.

Места обитания и особенности биологии. Характеризуются биотопические предпочтения вида в пределах ареала и в Псковской области. Приводятся краткие сведения по основным особенностям биологии вида.

Численность вида и лимитирующие факторы. Приводятся сведения по численности вида. Указываются основные факторы, которые могут приводить к снижению численности и исчезновению вида.

Меры охраны. Указываются принятые и рекомендуемые меры для сохранения вида на территории Псковской области.

Источники информации. Приводится ограниченное число основных источников информации, используемых для составления повидового очерка.

Иллюстративный материал. Размещается фотография или рисунок объекта животного и растительного мира, картосхема мест находок на территории Псковской области. Административные районы области на картосхеме обозначены номерами.

Составитель.

В Красной книге Псковской области приняты шесть категорий редкости таксонов и популяций по сте- пени угрозы их исчезновения:

0 — вероятно исчезнувшие,
1 — находящиеся под угрозой исчезновения,
2 — сокращающиеся в численности,
3 — редкие,
4 — неопределённые по статусу,
5 — восстанавливаемые и восстанавливающиеся.

0 — К вероятно исчезнувшим отнесены таксоны и популяции, известные ранее на территории (акватории) Псковской области, нахождение представителей которых в природе не подтверждено в последние 50 лет.

1 — Категория находящихся под угрозой исчезновения объединяет таксоны и популяции, у которых численность сократилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

2 — К сокращающимся в численности отнесены таксоны и популяции со стабильно сокращающейся численностью, которые могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

3 — Редкими являются таксоны и популяции, которые имеют малую численность и/или распространены на ограниченной территории (акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях).

4 — К неопределённым по статусу отнесены те таксоны и популяции, которые требуют специальных мер охраны, но по которым нет достаточных сведений в настоящее время, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

5 — Восстанавливаемые и восстанавливающиеся — это те таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

При подготовке Красной книги Псковской области авторским коллективом обобщены многолетние материалы, собранные и опубликованные специалистами в разное время. Особенно велик вклад в эту работу сотрудников Псковского государственного университета, Государственного заповедника «Полистовский», национального парка «Себежский», Псковского отделения Государственного научно-исследовательского института озерного и рыбного хозяйства, Псковского полевого отряда Балтийского фонда природы, отдельных сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета и Ботанического института РАН.

Однако, степень изученности различных групп организмов на территории области неодинакова. Отличается и полнота флористических и фаунистических исследований, выполненных в разных районах. В издании также размещены отдельные документы, регламентирующие деятельность по охране растительного и животного мира. Содержится информация о системе особо охраняемых природных территорий Псковской области.

Кроме этого, составлен дополнительный список редких и уязвимых видов растений и животных, пока не требующих специальных мер по их сохранению, но нуждающихся на территории области в постоянном контроле и наблюдении. Хочется надеяться, что первое издание Красной книги станет одной из основ совместной деятельности органов власти, учёных, природопользователей и населения по сохранению биологического разнообразия Псковской области.

А. В. Истомин

AOF | 12.01.2019 15:15:06